Семейный клуб "Лучик"

Документы

Семейный клуб - это объединение педагогов и семей на основе общности, сходства, близости интересов и занятий.

Рады сообщить, что с сентября мы сможем вести работу в рамках семейного клуба "Лучик": вас ждут семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, лекции, конференции и многое другое. Все это будет направлено на повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса. 

Работа в семейном клубе будет осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. N26 и будет осуществляться как в очном, так и в дистанционном режиме с применением современных технологий и приложений для организации конференций, обмена и распространения информации WhatsApp Messenger. В работе будет, в то числе, использоваться официальный сайт образовательной организации.

В данном разделе будет публиковаться информация для родителей, посещающих семейный клуб, ближайшее расписание мероприятий в соответствии с планом и другая информация в соответствии с тематикой раздела.


Роль отца и матери в успешной социализации 

и благополучном развитии ребенка

«Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности». - Л. Греймс

«Мать - это дом, из которого мы уходим, а отец - это тот, кто учит, как узнать дорогу в мир». - Эрик Фромм

Любой ребенок нуждается в том, чтобы его любили, воспитывали и понимали оба родителя – мама и папа. Мужчины и женщины делают это по-разному – ведь роли отца и матери в семье различаются не только в выполнении обязанностей, но и в смысле влияния на развитие личности маленького человека.

Восприятие ребёнком своих родителей меняется в различные периоды жизни, соответственно, и образы их претерпевают изменения. В раннем детстве, когда сознание ребенка еще развито слабо, родители (в первую очередь, конечно, мать) воспринимаются в более или менее бессознательном состоянии, архетипически. Мать – это источник благоденствия, расслабления, стабильности, по сути – источник жизни, а отец – динамичный, властный, олицетворяет защиту и побуждает к действию.

Большое значение в социализации ребенка имеют отношения женщины к людям. То, как она относится к своему мужу, родителям, к чужим детям, в целом создает модель поведения для ребенка. Благодаря этому, ребенок проявляет социальный интерес. Он начинает осознавать значимость других людей, а не только членов семьи. Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий. Считается, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей. С помощью матери ребенок прикасается к интеллектуальному миру, духовной реальности, она позитивно воздействует на него, создает благодатную атмосферу для творческого роста.

Воспитание во многих семьях, а также в детском саду, в школе продолжает оставаться исключительно «женским делом», т.е. сформировалась такая система, где в воспитании ребенка определяющей стала роль матери. Причин возникновения сложившейся ситуации можно назвать множество, но факт остается фактом – отцы все меньше и меньше принимают участие в воспитании детей. И вырастают дети, которые, не имеют перед собой мужской модели поведения и неправильно воспринимают роль отца в семье.

Поэтому папа должен понимать, что он тоже несет ответственность за воспитание детей, т.е. он должен взращивать и развивать себя как отца. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Папа должен понимать, что отец в семье – образец поведения, источник уверенности и авторитета, олицетворение дисциплины и порядка. Ребенку на всех этапах развития необходим отец, особенно же он начинает нуждаться в отцовской любви, в его контроле и руководстве после пяти лет.

Отец влияет на развитие таких качеств в ребенке, как сдержанность, неторопливость, безмятежность, спокойствие, оптимизм, исполнительность, ответственность. Дети, в воспитании которых активно участвует папа, как правило, растут самостоятельными, эмоционально устойчивыми, не впадают в депрессию при разлуке с близкими или при адаптации в коллективе.

Качествами хорошего отца являются желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт; умение хвалить за успешное действие, включаться в совместную с ребенком деятельность; всегда с интересом и участием следить за развитием детей. И каждый отец должен понять, что будущее их детей в очень большой степени зависит и от их участия в воспитании.

Советы папам по воспитанию детей: изучая мнение различных психологов можно сделать вывод о том, что все советы папам по воспитанию детей сводятся к следующим.

  • Для того чтобы ребенок был привязан к папе не меньше чем к маме, отцу стоит с самого первого дня находить контакт со своим малышом. Если папа постарался и уделял много времени своему ребенку в первые пару лет жизни, то в дальнейшем они будут иметь множество точек соприкосновения и с легкостью найдут общий язык.
  • Понятно, что отец работает, но, тем не менее для установления теплых доверительных отношений с ребенком стоит по возможности уделять время малышу. Помимо устанавливающихся связей во время общения или совместной игры, мужской взгляд на окружающие вещи и их нестандартное использование помогут развить в характере и мировоззрении ребенка нестереотипное восприятие и мышление.
  • Прекрасно, когда папа имеет возможность общаться со своим ребенком часто, но бывают случаи, когда работа занимает слишком много времени, тогда на помощь может прийти телефон или интернет. Конечно, подобное общение не заменит «живое», но это лучше, чем ничего. В конечном итоге недостаток личных встреч можно компенсировать в выходные дни, то же касается и неполных семей и так называемых «воскресных» отцов. Самое важное в воспитании ребенка папой – это полное участие в жизни, интерес к собственному ребенку, его увлечениям и успехам. Поддержка в сложной ситуации способна воодушевить и зажечь на новые свершения. Только верное отношение и воспитание обоих родителей способно вырастить настоящего, полноценного человека, правильно позиционирующего себя в жизни и гармонично существующего с окружающими.
  • Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт, и не только с мамой.
  • Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие, а привычка читать очень пригодится детям в жизни, поэтому важно привить ее как можно раньше. Кроме того, вы хорошо и с пользой проведете время вместе.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием? С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованные любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство. Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга.

Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания - преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать - значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает - не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей - ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

С воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что-либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.
Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме того, он является «архитектором» окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для ребенка, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.

Анализируя роль отца и матери в развитии личности, мы видим, что главной задачей является выполнение родителями функций воспитателя. Подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Одна из главных обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства. Любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе.

Родителям в настоящее время хочется посоветовать - культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Родители - проводники в этот мир

В настоящий момент общепринятым является признание значимости того вклада, который вносит семья в формирование эмоционально-личностной сферы ребёнка, а через это – и в общий ход развития общества. Для успешного развития и воспитания детей необходимо вкладывать достаточно сил и энергии и в свое собственное развитие - вот мысль, с которой мы будем работать сегодня. Родители должны гордиться своим трудом, любить и уважать себя, стремиться к новому, не уставать от ежедневной рутины, осознавать свою ценность, реализовываться в жизни; именно такие родители смогут стать проводниками ребенка в этот мир и помочь ему стать гармоничной и грамотной, успешной и счастливой личностью.

Мы хотим предложить Вам различные упражнения и тренинги, которые, не смотря на некоторую свою простоту, помогут Вам узнать много нового о себе, расслабиться, осознать важного дела, которое вы выполняете каждый день.

Упражнение №1 «Родительские установки».

Необходимо закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на Ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок - это...», «Родители должны...»? Проанализируйте свои мысли и сопоставьте их с тем, что Вы говорите ребенку сейчас. В ходе размышлений необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эффективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

Ниже информация, которая поможет Вам более логично и взвешенно выстраивать свои рассуждения.

Позиции в общении: родитель, взрослый и ребенок. Тему родительских установок логично продолжает рассмотрение ригидных позиций в общении в рамках концепции Э. Берна. Основной тезис: «Позиция взрослого способствует проявлению взрослой позиции y другого человека. Позиция родителя задает y другого позицию ребенка и наоборот. Пребывание родителя в эго-состоянии взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство c матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла».

Принятие чувств ребенка - одним из мотивов родителей всегда должно быть стремление к взаимопониманию со своим ребенком. Понять ребенка - значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания» своего ребенка.

Упражнение №2 «Принятие чувств».

Задание заключается в необходимости переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

• «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)

• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)

• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

Вспомните, какие Вы фразы говорили своему ребенку в похожих ситуациях, попробуйте их переформулировать. Постарайтесь в последствии придерживаться именно варианта, который является эффективным и поддерживает ребенка и его чувства.

В процессе подобных упражнений продолжается работа в рамках «активного слушания», слушать активно - значит улавливать, что Ваш ребенок пытается Вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (термин, описывающий это явление, - «эмпатия»).

Упражнение №3 «Я - хороший родитель».

В ходе этого упражнения мы предлагаем Вам вспомнить все ситуации успеха, где Вы смогли помочь своему ребенку, решили сложную эмоциональную ситуацию, справились с внешними трудностями, сохранили позитивную эмоциональную обстановку в семья и т. д. Найдите для себя 5-7 комплиментов или положительных личностных качеств, проговорите или запишите их для себя. Не забывайте вводить эту практику в ежедневную жизнь, ведь часто окружающим незаметна работа, которую совершаете Вы внутри своей семьи. Хвалите себя и поощряйте, Вам будет приятно исправлять свои собственные педагогический ошибки, развиваться в этой сфере, если Вы будете знать, что в конце будет что-то приятное. А чтобы увеличить уровень удовлетворенности начните выполнять это упражнение в кругу семьи или с близкими людьми. Поддерживайте друг друга, делитесь историями своего успеха в общении с детьми, хвалите находки друг друга, делайте комплименты.

Пусть фраза «Я хороший родитель, потому что…» станет ежедневным ритуалом для Вас и для Вашей семьи.

Упражнение №4 «Сила слова».

Быстро ответьте на следующие вопросы, необходимо по 3 ответа: «Какой Ваш ребенок?», «Мой ребенок любит?», «Что я ожидаю от своего ребенка?» - старайтесь давать ответы без долгих обдумываний.

После этого мы предлагаем Вам задуматься о следующем: ребенок не обязан оправдывать ожидания своих родителей, ребенка надо принять таким, какой он есть и дать ему возможность быть самим собой и идти своим путем. Не нужно с малого возраста возлагать на ребенка ожидания, которые не является ему близкими и значимыми. Все Ваши слова оказывают огромное влияние, поэтому направьте его на что-то положительное и подчеркивающее личностные особенность именно Вашего ребенка и его личности. Помогайте ребенку стать самим собой, хвалите его, общайтесь и узнавайте про его интересы и желания.

Эти 4 упражнения не отнимут у Вас много времени, но помогут чуть больше понять самих себя и сделать еще один шаг навстречу своему ребенку. Не бойтесь обсуждать педагогические проблемы внутри семьи, не думайте, что это скучно, неинтересно - в форме тренинга можно совместить приятное с полезным. Будьте честны с собой и окружающими, не бойтесь просить совета и сами делитесь своими находками, обращайтесь к педагогам и специалистам детского сада и/или школы. Кроме того, если Вы испытываете проблемы или просто хотите чуть больше погрузиться в саморазвитие по данной теме Вы всегда можете найти очные тренинги и попробовать присоединиться к ним.


 Как воспитывать ребенка?

Типичные ошибки в воспитании ребенка

Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка так, чтобы за него не было стыдно, чтобы ребенок достиг многого, чтобы он был самым лучшим. В детей вкладывают всю силу и душу, чтобы они выросли успешными людьми. Но не всегда всё проходит идеально. Ошибки родителей в воспитании детей – довольно частое явление. Не стоит относится к этому негативно, так как любая ошибка это часть процесса, однако, следует стремиться к исправлению своих неверных или неэффективных действий и не создать систематически болезненные и травматические ситуации для ребенка.

За последнее время в мире переменилось многое. Изменились и взгляды на воспитание детей. Прежде в приоритете были скромность, сдержанность, потребность думать о людях и только потом о себе. Но политические, социальные перемены внесли в жизнь новые понятия: рынок, конкурентоспособность, карьерный рост и т. п.

Для современных людей стали важны, прежде всего, такие качества, как успешность, достижение цели любыми способами, то есть во многом лидерские качества. Кто не мечтает достичь самого высокого уровня своего развития, успеха в избранном деле? Почему одни достигают желанного успеха, а другие — нет?

Психологи, социологи, педагоги утверждают, что задатки лидерства нужно развивать с раннего детства. Ведь первый опыт побед и поражений любой ребенок приобретает дома, в семье. И именно таким образом важно получить этот опыт - ведь в подобных условиях даже негативный исход будет восприниматься ребенком спокойнее.

Ошибки в воспитании детей допускают многие родители. Главное, чтобы мама с папой знали, как их можно исправить. Давайте рассмотрим основные ошибки.

  1. Обвинения и угрозы. Это типичные ошибки родителей в воспитании детей. Воспитывать ребёнка путем запугивания и шантажа – неправильный метод, пришедший к нам из далекого прошлого. Это одна из главных ошибок, совершаемых родителями в воспитании детей. Фраза «Как тебе не стыдно!» угнетает малыша, заставляет задуматься о собственной никчемности, понижает самооценку и уничтожает инициативность. Дети часто совершают проступки, но они не стоят того, чтобы устраивать скандал. Вместе с чувством стыда некоторые родители используют чувство вины. Они думают, что, обвинив в чём-то малыша, они дадут ему стимул к правильным действиям. Но это не так. Из-за постоянных обвинений ребёнок перестаёт интересоваться жизнью, становится вялым и неуверенным в себе. Помните, что маленьком ребенку непонятна концепция «чувства стыда», ему просто обидно и грустно получать негативную оценку своих действий от родителя. Только спустя много лет понимание придет и психологически ребенок сможет ощущать стыд за каки-либо действия. Вам стоит рассказывать о социально приемлемых и порицаемых действиях, о хороших манерах и нормах поведения, но не стыдите ребенка за его ошибки.
  2. Противоречивость мнений. Это ошибки воспитания в семье. Ребёнок с детства должен знать, что можно, а что нельзя. И эти границы не стоит постоянно менять. Из-за смены требований и запретов малыш потеряется и не будет чётко знать, как себя вести. Найдите золотую середину. За достижения и свершения хвалите и стимулируйте, за проступки делайте выговор, но не перегибайте палку. Лучше скажите малышу, что вы его в любом случае любите. Не стоит устраивать террор и насилие. Это заставит ребёнка замкнуться в себе и перестать доверять вам. Также воспитание должно быть согласованным между двумя родителями. Нельзя, чтобы мама запрещала то, что разрешает папа. Введите это правило и для бабушек и дедушек, объясните то, за что вы балуете и поощряете ребенка. Чем четче и системнее ваши требования, тем проще и спокойнее будет ребенку и Вам.
  3. Перенос проблем на ребёнка. Это типичные ошибки, совершаемые родителями. У каждого человека случаются неприятности, но они не должны касаться воспитания детей. Ваше отношение к малышу не должно зависеть от настроения. Если же в жизни происходит что-то серьезное и избежать сложностей и перемен в настроении невозможно, то постарайтесь объяснить ситуацию ребенку; с детьми до 4-5 лет Вам придется контролировать свое настроение, так как для них будет просто невозможно понять Ваши чаяния и беды.
  4. Запреты без объяснений. Эта ошибка частично связана с тем, что мы уже обсудили ранее. У ребёнка должен быть круг запретов, но все они должны быть объяснены. Нельзя просто запретить сыну или дочери что-то, нужно сказать, почему не стоит этого делать. Ребёнок должен понять причину.
  5. Чрезмерная опека или гиперопека (неестественный, повышенный уровень заботы). Нужно приучать ребёнка к самостоятельности и не путать любовь и чрезмерную опеку. Он же не будет всю жизнь жить с вами, поэтому в каждом определенном возрасте позволяйте ему что-то решать и делать самому. Даже если он примет неверное решение, позвольте ему учиться на своих ошибках. Ребёнок должен набирать собственный жизненный опыт, чтобы успешно функционировать в будущем. Кроме того, излишняя забота помешает ему найти друзей и отстаивать свою точку зрения. Поощряйте любые инициативы, исходящие от ребёнка. Помогите ему поверить в себя. Для любого человека важно личное пространство – и ваш малыш не исключение. У него могут быть свои секреты, и это нормально.
  6. Недостаток ласки. Любой человек нуждается в любви, а дети особенно. Дела делами, но всегда нужно найти время, что сказать малышу, как сильно Вы его любите, обнять и поцеловать. Это придаст ему уверенности в себе и силы. Проявление любви может стать и вербальная похвала, не жалейте добрый и теплых слов. Для помощи в исправлении этой ошибки мы разработали специальный чек-лист, который Вы можете найти ниже - нужно его распечатать и повесить на видное место, следуйте ему и уже через месяц вы увидите заметные изменения в общении со своим ребенком.

Итак, мы рассмотрели шесть основных ошибок, допускаемых в воспитании детей. Проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин, что лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье и как важно по возможности избежать подстерегающих в этом деле ошибок. Не забывайте, что процесс воспитания ребенка - очень сложный и многогранный, не обесценивайте свой труд, но и не забывайте прослушивать к специалистам и учитывать чужой опыт.

Стили семейного воспитания – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает.

Классификация стилей семейного воспитания и их характеристика представлена в таблице:

Стиль воспитания

Краткая характеристика

Авторитарный

Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение детей родителям, жесткие правила и ограничения в отношениях. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность

Либеральный

Практически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее

Опекающий

Постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины

Демократический

Основа – сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

  • дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
  • ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
  • не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
  • нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
  • утрата доверия к миру и взрослым.

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Еще одно последствие – стиль воспитания собственных детей человеком, который вырос с авторитарными родителями. Первый вариант – он будет такой же, основанный на подавлении. Второй – противоположный, когда отпрыску все разрешается, не устанавливается никаких границ, не обозначаются правила поведения. Оба варианта не приведут к развитию здоровой личности.

Либеральный стиль воспитания детей

Это стиль семейного воспитания характеризующийся слабой опекой и контролем над ребенком. В семье спокойные отношения, от малыша ничего не требуют, но нет одной важной части воспитания: правил и границ. По сути, дети делают все, что хотят, не обращая внимания на социальные запреты, а родители практически снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего чада.

Преимущества либерального стиля:

  • с раннего детства ребенок понимает, что вся ответственность за его поступки – на нем самом;
  • младшего члена семьи не загружают домашними делами, не заставляют делать уроки;
  • он может проявлять и искать себя сам, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится.

Недостатки либерального стиля:

  • не в полной мере осознает правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично;
  • без ощущения каких-либо психологических границ, человек оказывается не готов к сопротивлению со стороны других людей;
  • иногда подросток, воспитывающийся в либеральной семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
  • дети с либеральными родителями чувствуют себя неуверенно, так как им кажется, что родители к ним равнодушны;
  • низкая школьная успеваемость в связи с незаинтересованностью родителей в учебной жизни чада;
  • пытаясь обратить на себя внимание, малыш может прибегать к девиантным элементам поведения: проявлениям агрессии, нанесению урона имуществу или другим людям.

Каковы последствия

Дети либеральных родителей часто ввязываются в нехорошие компании, так как там они получают порцию необходимого им внимания. Также это связано с ощущением ненужности своим родителям и отсутствием правил в семье.

Подростки из либеральных семей часто до зрелого возраста не могут полностью определиться с желаемой профессией, неуверенны в себе и своих силах, не умеют аргументированно защищать свою точку зрения, так как в их родительской семье это не требовалось. Своих детей обычно воспитывают в том же стиле, так как не представляют, как делать это иначе. Иногда пытаются вести авторитарный стиль, но не всегда могут жестко держать границы, в результате дети быстро перестают слушаться.

Опекающий стиль воспитания

Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.

Преимущества гиперопеки:

  • спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
  • он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
  • первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.

Недостатки опекающего стиля:

  • тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития;
  • чувство вины за попытки обойти родительские наказы;
  • не чувствует, что ему доверяют;
  • малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
  • недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.

Каковы последствия для ребенка

Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.

Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания

Этот стиль семейного воспитания считается наиболее здоровым. Здесь все друг к другу доброжелательны, всегда могут рассчитывать на поддержку. Здесь умеют договариваться, слышать и слушать друг друга, проявлять любовь и сочувствовать. Детская самостоятельность и ответственность поощряются, формируется правильное поведение в обществе.

Преимущества демократического стиля воспитания:

  • ребенок чувствует любовь и поддержку;
  • учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
  • имеет право выбора;
  • может принимать решения соответственно возрасту;
  • не боится обратиться за помощью к родителям;
  • знает правила поведения в обществе;
  • четко осознает свои психологические границы и границы других людей;
  • умеет ставить цели и достигать их;
  • ребенок чувствует себя уважаемым и учится также относиться к другим;
  • всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
  • менее подвержен влиянию негативных компаний;
  • ребенок имеет адекватную самооценку и уверен в себе и своих силах.

Недостатки демократического стиля:

Здесь лишь один, но очень существенный минус. Демократический стиль воспитания ребенка в семье требует огромного количества любви к своему малышу, терпения, уважения и родительской мудрости. Если самих взрослых воспитывали авторитарно, либерально, хаотично или опекающее, то им придется приложить немало усилий для формирования такого стиля воспитания своих детей.

На что влияет стиль воспитания детей

После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается.

У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.

10 рекомендаций от нас:

  1. Стремиться к демократическому стилю воспитания. В любой ситуации постараться слышать себя и своего ребенка, учится договариваться с ним и обсуждать семейные дела. Даже если он еще мал, давать ему возможность принимать соответствующие возрасту решения.
  2. Давать право выбора всегда, когда это возможно.
  3. Устанавливать здоровые границы: «бить ребят и обзываться некрасиво», «никто не должен тебя толкать», «решай конфликты словами».
  4. При высказывании недовольства своим малышом, направлять его на поступок, а не на самого ребенка. Не «ты – нытик», а «мне очень неприятно, когда кто-то ноет».
  5. Выделять для ребенка обязанности в семье в соответствии с его возрастом: поливать цветок, кормить кота. Пусть он с раннего возраста привыкает, что несет ответственность за свои дела.
  6. Давать ребенку больше свободы, даже если за него тревожно. Стараться не говорить малышу фразы вроде: «ты не справишься», «у тебя все равно не получится», «ты упадешь». Лучше поддерживать и говорить о своей вере в него и его силы.
  7. Объяснять ребенку все, что его интересует. Иногда задаются очень неожиданные вопросы, в этом случае можно взять тайм-аут, но потом обязательно обсудить на доступном языке.
  8. Ни в коем случае не применять физические наказания и стараться максимально редко повышать голос в агрессивной манере. Эти действия порождают страх.
  9. Проводить как можно больше времени в уютной теплой атмосфере: читать вместе книги, обниматься, смотреть любимые фильмы и мультики, гулять и заниматься совместным творчеством.
  10. Стараться поддерживать доброжелательные отношения в любой ситуации, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, родители всегда его поддержат и поймут.
На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie